Наш сайт использует cookie-файлы, данные об IP-адресе и вашем местоположении для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Политика конфиденциальности

производство интерьерной лепнины

Монтаж, декорирование изделий из гипса
по каталогам и индивидуальным заказам

Каталог продукции

Лепнина до революции

Не потерять прекрасное

Тысячелетняя история русского народа принесла человечеству множества прекрасных образцов материальной и духовной культуры. Самое достойное место в этом ряду занимает российская архитектура, лучшие образцы которой, несомненно, имеют мировое значение. 

Глубинные истоки российской архитектуры лежат в древних народных традициях, опыте, мудрости и мастерстве русских зодчих, технических достижениях и находках строителей. При этом, российская архитектура, естественно, не могла остаться в стороне от того влияния, которое оказывали на нее архитектурные стили Европы и Востока. Понятно и то, что в разные периоды истории России влияние какого-то направления  превалировало, оказывалось определяющим. Точно такие же процессы происходили и в области архитектурного декора.

Камень хорош, но дерево надежней?

Вполне понятно, что в древности на Руси самым доступным материалом было дерево. Понятно и то, что деревянное зодчество в таких условиях занимало главное, можно даже сказать исключительное положение. При этом своеобразные декоративные формы существовали не только в каждой области, но и в каждом районе. Это давало огромное число вариантов орнамента. Где-то преобладали косые и прямые линии, ромбы или  розетки. В других районах  мастера отдавали предпочтения изображениям растений, сказочных русалок, загадочных растений, невиданных птиц или львов, которых на Руси отродясь не водилось. Впрочем, были, конечно, и вполне реалистические картинки, в частности – обычные человеческие фигуры или представители местной флоры и фауны.

Естественно, что вся эта любовь к деревянному узорочью на Руси не на пустом месте возникла и не была особой прихотью русских мастеров. Сказывались объективные причины. Например – устоявшиеся веками традиции. 

Но даже при строительстве каменных  зданий лепной декор был  второстепенным, если не третьестепенным  элементом архитектурного убранства зданий. Сказывалось то, что в Древней Руси была неизвестна штукатурка, иными были в ту пору принципы декорирования зданий и сюжеты украшений. К тому же православие не слишком поощряло в то время  скульптуры, и скульптурный декор практически не получили распространения. 

Даже влияние византийской архитектуры в 10-12 веках или итальянских и других европейских зодчих в 14-16 столетиях ситуацию изменили мало. Готика и эпоха Возрождения, например, в  русской архитектуре следов почти не оставили. Если русские церкви в тот период и украшались резным декором из белого камня, например, то в очень незначительных количествах. 

Эпоха Великих

Лепнина пришла в рельефный декор на Русь в эпоху петровских преобразований. Вместе с ней фасады и внутренние  интерьеры общественных и жилых зданий стали украшать керамика, натуральный и искусственный камень, металл. Подобающее ей место с большим удовольствием заняла монументально-декоративная скульптура. Так Петр Великий окончательно включил  русское зодчество в общеевропейскую архитектуру. 

Все это явилось  не только результатом желания Петра «прорубить окно в Европу» и сделать Санкт-Петербург достойным по красоте других европейских столиц. В том числе – за счет архитектуры в чисто европейском духе. Сама жизнь требовала перемен.

Россия шла по  новому пути, у нее возникают новые задачи и новые возможности, связанные, в частности, с появлением новых технологий, материалов, идей, опыта. 

Зарождалась  новая светская  культура, светское государство, ширился размах каменного гражданского строительства. Российские архитекторы и строители в соответствии с велением времени успешно осваивали и творчески переосмысливали опыт европейского зодчества - от методов проектирования  до мотивов декоративного убранства, в частности на фасадах зданий. Даже российские храмы менялись.  При их проектировании и строительстве всегда строго придерживались многовековых традиций. Теперь они начинали приобретать светскую нарядность и жизнерадостность. 

Совершенно естественно, что лепниной декор очень быстро в этих условиях становится модным и востребованным. 

Пусть при Петре собственно каменных зданий еще не очень много – процесс начался и его уже не остановить. При  Екатерине II эти тенденции только усиливаются. Императрица, во что бы то ни стало, хотела создать совершенно новый  образ Российской империи. Она требовательно добивалась того, чтобы этот образ во всем – и в архитектуре тоже – кардинально бы  отличал ее правление и в глазах иностранцев, и в глазах соотечественников от предшествовавшего царствования. В связи с этим, менялись требования к русской архитектуре. Она должна была быть приведена в соответствие с новейшими модами, преобладавшими в зодчестве великих держав тогдашней Европы. Екатерине Великой  это  с успехом удавалось. Лепнина оказывала в этом неоценимую помощь, став неотъемлемой частью архитектурного декора. 

На вкус и цвет товарищи есть

Начиная со времен Петра и Екатерины Великой, лепной декор в России используется широко, разнообразно и повсеместно. 

Она ориентируется на массовый вкус и моду. Ими же, по сути, определяются и особенности декора зданий  - его обилие, нарядность, особая яркость  и праздничность.  

Лепнина превращается в неотъемлемую часть архитектурной композиции. При этом в каждом конкретном случае архитекторы за счет лепного декора  стараются воплотить какой-то особый  художественный замысел. Зачастую высокое мастерство исполнения и продуманность употребления той или иной  декоративной детали в виде лепнины делает ее настоящим произведением искусства снаружи или внутри здания,  подлинной драгоценностью. 

При этом практически везде при использовании лепнины  сохраняются некие традиции и правила. Так наибольшую распространенность, как, впрочем,  и по всей Европе, получают архитектурные мотивы, истоки которых находятся в далекой и прекрасной античности. Они  утверждают радость и земного бытия, величие, силу,  могущество, а также красоту и изящество. Фасады жилых домов и общественных зданий многих городов России украшаются атлантами, кариатидами, кавалерами и дамами, амурами и нимфами, масками львов, мужчин и женщин. 

Все это  компонуются с  картушами, завитками, лентами, венками, гирляндами. Картину изящно дополняют  композициями аллегорического содержания, которые также, что совершенно естественно,  восходят к античной мифологии.  

От гадов ползучих и до ангелочков

Лепнине этого времени (опять же – как всегда!) никак нельзя обойтись без растительных мотивов - ползучих ветвей, стеблей, цветов и трав. В ход идут самые разнообразные изображения животных и птиц. Отличительный момент в том, что теперь появляются ранее практически не использовавшиеся  совы, филины, бабочки, а также змеи, пеликаны, летучие мыши. В моду постепенно входит  растительный и животный мир подводного царства. 

Отечественная война 1812 года и победа над Наполеоном делают необычайно популярными в русском декоре военные мотивы, связанные с темой военного триумфа. Они  восходящие к военной  тематике Древнего Рима и представляют собой изображения  воинских доспехов, оружия, знамен, трофеев, летящих фигур Славы.

Одним из излюбленных элементов  декора в России является женская маска. Ее волосы часто  непосредственно переходят в растительный или цветочный узор или линейный орнамент,  а также могут свободно переходить на консоли, наличники, сливаться со стеной, «растворяться» в ее толще и «вырастать» оттуда вновь. А суть одна – это символ  женственности, вечно возрождающейся  жизни,  гармонии мира.

Распространенными являются и тематические рельефы. Они представляют собой, в основном, - вытянутые по горизонтали композиции. Сюжеты при этом традиционны и привычны. В  большинстве своем это мифологические сцены  или сюжетов, связанные с темой наук, искусств, просвещения.

Постепенно в России широкое распространение получают гипсовые скульптуры.

В итоге можно сделать вывод, что во времена царской России лепнина становится едва ли не самым главным элементом интерьера домов. Лепным декором украшали потолки, комоды, камины, окна. Он был везде и повсюду и стал настоящим символом благополучия, изящества, богатства и красоты.

Мастера везде в цене

Уже тогда проявилась тенденция к высокой оценке авторского исполнения лепнины. Были, конечно, элементы архитектурного декора, которые изготавливались, так сказать в массовом порядке. Однако к сложным, например, сюжетным фигурным композициям подход был совершено иной. Они чаще всего выполнялись на заказ. Например, специально для определенного сооружения. И выполняли эти заказы крупные мастера-профессионалы, хорошо известные и имеющие безупречную репутацию.  

Нужно отметить, что декоративная лепнина стала визитной карточкой не только Санкт-Петербурга с его Зимним дворцом,  Михайловским замком, Петергофом, Строгановским или Екатерининским дворцами.  Московские архитектурные ансамбли  - здание Сената в Кремле, дом Пашкова, дворцовая резиденция в Царицыно или усадьба Архангельское под Красногорском – тоже украшал пышный лепной узор. 

Вершиной архитектурного мастерства до сих пор считается оформление лепным декором городов Крыма, где практически каждое здание оформлялось с чрезвычайно изысканным вкусом и тончайшим пониманием свойств используемых материалов. Это, например, Воронцовский или Юсуповский дворцы.

Ажурные, практически воздушные лепные изделия создавали особое настроение и атмосферу, наполненную энергетикой и красотой. Российская знать, богатые люди страны также желали иметь лепнину в своих домах, дворцах, усадьбах. В результате лепной декор осуществлял свое триумфальное шествие по стране на протяжении нескольких веков. 

Назад >