Наш сайт использует cookie-файлы, данные об IP-адресе и вашем местоположении для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Политика конфиденциальности

производство интерьерной лепнины

Монтаж, декорирование изделий из гипса
по каталогам и индивидуальным заказам

Каталог продукции

Лепной декор в древнем Египте

"Время боится пирамид"

Цивилизация Древнего Египта, зарождённая на берегах Нила почти десять тысяч лет назад, внесла величайший вклад в науку, культуру и искусство нашей планеты и оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие человечества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

То, что достойно благодарности

Математики и астрономы благодарны древним египтянам за  изобретение десятичной системы исчисления, открытие числа «пи», основ деления и умножения, определения площади и объема, за наблюдения за планетами и создание первого календаря. 

Современные медики высоко оценивают владение древнеегипетскими врачевателями такими совершенными технологиями проведения сложнейших операций, которые стали доступны совсем недавно: трепанация черепа, ампутация, операции на глаза.  

Для кого-то наиболее значимым является возникновение в Древнем Египте письменности и изобретение материала для написания исторических летописей – папируса. Архитекторы и строители приведут в качестве примера непревзойденного мастерства древних египтян всемирно известные пирамиды, храмы и дворцы; скульпторы – великолепные изваяния богов и фараонов; художники – прекрасные барельефы и фрески.

А  нынешние дизайнеры, специалисты внутреннего и внешнего декора и  просто многочисленные любители красоты искренне скажут «спасибо» безвестному древнеегипетскому ремесленнику, внимательность и талант которого помогли заметить замечательные свойства гипса, позволившие ему стать основой для одного из любимых всеми украшений – лепнины.

Пусть победит сильнейший!

Сегодня многие государства и территории готовы поспорить за почетное звание считать себя родоначальниками использования  гипсовой лепнины для создания декоративных элементов. Конечно, и Малая Азия, и Ближний Восток, и Индия с Китаем имеют на это право, учитывая их несомненные достижения в архитектуре. 

Но, все же, следует признать, что исторические и археологические источники убедительно доказывают: именно в Древнем Египте, скорее всего, впервые заметили, что обжигание гипсового камня и последующее смешение получившегося порошка – гипса – с водой, позволяет создавать прочный, легкий и пластичный материал, из которого многое что можно сделать.  Для этого достаточно лишь заполнить гипсом форму и дать ему высохнуть на солнце – затвердев, материал сохранит необходимый вид. В результате, кроме всего прочего, могут быть созданы великолепные декоративные элементы. 

Таким образом, именно Древний Египет сыграл главнейшую роль в судьбе гипса, предопределив ему, фактически, место основного отделочного материала.

Веков прошедших старше и даже выше башни

Конечно, гипсовая лепнина не в одночасье заняла подобающее ей место, став неотъемлемой частью интерьеров храмов, гробниц, дворцов или домов. На это потребовались даже не годы или века, а тысячелетия. Возникнув более семи тысяч лет назад, декоративная лепнина из гипса в Древнем Египте, по свидетельству ученых, достигла своего расцвета в эпоху фараонов Тутмоса III-го и Тутанхамона – во время расцвета мировой египетской цивилизации, полторы тысячи лет до нашей эры. Многие и многие поколения древнеегипетских архитекторов и строителей по крупицам вносили свой вклад  в создание и освоение  тонкого и изящного искусства гипсового лепного декора. 

Некая  «неспешность»  в развитии гипсовой лепнины имеет и еще одно объяснение: поначалу использование лепнины  носило  вовсе не привычный, декоративный характер, а чисто практичный, утилитарный. Иначе и быть не могло, достаточно вспомнить, что  когда-то древние египтяне использовали колонны, например, только по их функциональному  предназначению -  для поддержания крыши, в виде опор зданий и о каких-то специальных украшениях речи не шло.  Только потом  капитель (то есть верхнюю часть колонны) стали украшать простым резным или лепным орнаментом.  Позже различные разновидности лепнины стали использоваться при декорировании дверных порталов, наличников, стен храмов и дворцов. Понятно, что без элементов богатого лепного декора не могли обойтись  египетские пирамиды – усыпальницы фараонов.  Они представляют собой огромные, монументальные сооружения.  Всего их насчитывается около восьмидесяти, и до возведения Эйфелевой башни, например, пирамида Хефрена считалась самым высоким строением в мире, достигая почти 150 метров в высоту. А Большой Сфинкс и погребальный комплекс Хеопса на плато Гиза являются последним уцелевшим чудом света из семи. Естественно, что в многочисленных погребальных залах для фараона, его родственников и слуг, в других помещениях пирамид не было недостатка в различных видах декора, в том числе и из лепнины. 

Лотосы, птицы и звери

Вообще, говоря о развитии лепнины в Древнем Египте, всегда следует помнить о двух моментах. Первый – время. К сожалению, годы, века и тысячелетия не пожалели даже самых выдающихся творений древнеегипетских мастеров. Второй момент заключается в том, что практически  все дошедшее до нас  искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, самым тесным образом связано с заупокойным культом, с верой в загробную жизнь и стремлением эту жизнь должным образом «обеспечить». Поэтому большая часть декорированной лепнины размещалась в храмах и сопутствующих им строениях. 

При этом значение гробниц и храмов – наиболее ярких и значимых архитектурных сооружений древнеегипетской цивилизации – постоянно возрастает на всем протяжении ее существования. В частности, храмы все время увеличиваются в размерах,  усложняется их архитектурное убранство, растет количество помещений, скульптур, стены покрываются цветными рельефами.

В классических древнеегипетских храмах - таких, как Карнакский и Луксорский храмы в Фивах - широко используется вход в храм в  форме пилона (ворота из  двух башен с узким проходом). А также  колоссальные статуи или обелиски перед храмом и  дорога, обрамленная сфинксами. 

При этом основным средством архитектурной выразительности и одним из  любимых  архитектурных украшений египтян была колонна.  В Карнакском храме их насчитывается 270, а в Луксорском-151. Характерная черта этих колонн – использование в их декоре растительных сюжетов: сами колонны чаще всего были пальмовидными, в виде связок нераспустившихся папирусов или бутонов лотоса.  Растительные мотивы, как и изображения рыб, птиц, зверей, а также геометрических фигур вообще были основой орнаментов лепного декора Древнего Египта.

Не боги лепили скульптуры

Скульптура в Древнем  Египте также появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Именно этим  объясняется и обилие статуй в гробницах и храмах на протяжении всей истории Древнего Египта, и строгие правила образа: статичность, фронтальность, симметричность, а также определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). При этом есть очень существенная особенность - портретные черты в передаче лица. Считается, что для этого с умерших снимали некое подобие гипсовой маски. 

Наличие большого количества скульптур, конечно, не могло не привести к использованию лепнины в их производстве или украшении. 

Так же, как без лепнины невозможно представить огромное количество рельефов, которые  в Древнем Египте повсеместно украшали стены, колонны или саркофаги гробниц, храмов и дворцов. 

Рельефы  в основном или  прославляли фараона как земного владыку в сценах войны, охоты и пиров, или подчеркивали его божественный статус, изображая фараона в окружении богов,  или были призваны обеспечить ему блаженное существование в загробном мире, предлагая разнообразную снедь, посуду, одежду, оружие и все необходимое для другой жизни.

Часто рельефы выполнялись на известняке, покрытом сверху гипсом и раскрашенном в соответствии с принятыми канонами, поэтому они по выразительности  почти не отличались от живописных росписей.  Мастерам удавалось достичь такого эффекта, что вся композиция воспринималась как один большой иероглиф и выглядела объемно.

В целом можно сказать, что многие культуры и цивилизации  впоследствии заимствовали мотивы, опыт, достижения и традиции древнеегипетской эпохи в работе с  лепниной и использовали их в своих архитектурных сооружениях.

Именно благодаря древнеегипетским мастерам  мир не просто узнал лепнину. Но она стала  частью не только архитектурного, но и культурного наследия человечества.

 

Назад >