После изящества и гармонии Древней Греции время Древнего Рима в целом, и его культура, искусство, архитектура в частности, представляется многим менее великолепными и легкими, а более обыденными и даже заурядными. Но это точка зрения во многом ошибочна.
Конечно, древние римляне, как это, в принципе, подтверждают исторические источники, были людьми скорее практичными, чем романтичными. В первую очередь, они воины, строители, государственные деятели, торговцы, исследователи и покорители новых территорий, только потом созерцатели, философы, ученые или поэты. Таков национальный дух и различие древних греков и римлян, и это следует принять как данность.
Впрочем, по свидетельствам все тех же исторических источников, именно такой национальный дух позволил древним римлянам стать создателями искусства, которое по праву может считаться высшим достижением всего древнего мира. И в этом нет никакого противоречия.
Римская культура, и это ни для кого не секрет, веками складывалась в процессе сложнейшего взаимопроникновения нескольких, зачастую совершенно не похожих друг на друга культур. Прежде всего, эта новая культура включила в себя самобытное искусство местных италийских племен. А далее – культуру народов, зачастую стоящих на более высокой ступени культурного развития – этрусков, галлов, жителей Балканского и Пиренейского полуострова, древних египтян и, конечно, древних греков.
Римское искусство впитало в себя лучшие достижения народов Средиземноморья и Ближнего Востока, но не просто впитало, а переработало, синтезировало и фактически создало новое своеобразное искусство – искусство Древнего Рима.
При этом упомянутая переработка не носила характер варварского отрицания и уничтожения выдающихся достижений покоренных народов. Римляне умели высоко ценить талант, творческий гений архитекторов и скульпторов, ученых и поэтов, живших в соседних странах, и использовать их в своих интересах.
К тому же Древний Рим внес свой серьезный вклад в очень многие сферы культуры древнего мира, в том числе, конечно, в архитектуру. Последняя вообще не имела себе равных в то время - по масштабам, богатству композиционных форм, многообразию типов сооружений, размаху инженерных замыслов, мастерству строителей, архитекторов, декораторов. При этом древнеримская архитектура органично сочетала в себе рационализм и целесообразность с утонченностью и роскошью.
У древнеримской архитектуры было несколько важнейших особенностей, каждая из которых, так или иначе, оказала свое влияние на развитие искусства лепнины.
Для начала, конечно, следует отметить создание римлянами строительного материала, позже названного «римским бетоном». Он получался путем смешивания песка, камня, извести и вулканического пепла, был прочен, удобен и, что совсем немаловажно, дешев. Вообще его изобретение без преувеличения можно считать своеобразным переворотом, прорывом в строительстве. Кладка из этого материала выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой.
Еще одним открытием зодчих Древнего Рима явилось использование «стукко». Этот вид лепнины получали путём смешивания гипса, мраморной пудры, крошки, клея и ряда дополнительных компонентов, которые позволяли получить невероятно крепкий материал после полировки по внешнему виду не отличимый от мрамора.
Древние римляне первыми стали широко использовать в строительстве арочные и сводчатые конструкции, купола. Это своеобразное технологическое новшество значительно облегчило древнеримским архитекторам выполнение многих задач. В частности, теперь можно было перекрывать большие пролеты без использования тяжелых каменных балок.
Древние римляне, можно сказать, заложили фундамент новой эпохи в архитектуре. Со времен Древнего Рима основное место в строительстве и архитектуре стало принадлежать отнюдь не культовым сооружениям – храмам, алтарям, гробницам. В Вечном городе на рубеже нашей эры активно возводились общественные сооружения. При этом базилики, термы (общественные бани), театры, а также различные амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки были рассчитаны на очень большое скопление людей.
При этом надо учесть, что, по большому счету, Рим недолго отличался неким аскетизмом и суровостью. Приток богатств из завоеванных стран достаточно быстро и кардинально изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов тягу к роскоши и даже расточительству.
Все эти факторы, конечно, способствовали широкому распространению в Риме декора вообще, и лепнины в частности. Грандиозность и пышность, наряду со смелостью инженерных решений и мастерством строителей, постепенно становились отличительными чертами древнеримской архитектуры. И эти черты ярко проявлялись практически везде.
Например, в древнеримских храмах. Их огромное количество объяснялось не излишней религиозностью римлян или их фанатизмом. Просто богов – всяких и разных - в Древнем Риме было великое множество. Боги были «местными» и «заимствованными», общегосударственными и городскими, «домашними» и «специальными». И каждый нуждался в собственном храме. А бал еще грандиозный Пантеон (место, посвященное всем богам) с огромным количеством колонн, скульптур, барельефов. Венчал его, кстати, самый большой купол античного мира диаметром 43 метра.
Среди общественных сооружений Древнего Рима в первую очередь выделялся амфитеатр Колизей. Эта грандиозная постройка представляла собой гигантскую чашу на 50 тысяч зрителей. В первом его ярусе находились полуколонны дорические, во втором ярусе - ионические, а на третьем – коринфские. Они, конечно, выглядели наиболее нарядно, прежде всего - из-за своих кудрявых, украшенных листвой капителей. Большую роль в декоре Колизея играли ряды статуй, выстроившиеся в проемах второго и третьего этажей.
Еще одними огромными общественными зданиями, играющими значительную роль в жизни римлян, были базилики. Их отличительная черта - наличие 3 или 5 коридоров – нефов, которые отделялись друг от друга колоннами. Они, кроме всего прочего, служили для поддержки аркад.
Базилики, говоря современным языком, сооружение многофункциональное. Там могли совершаться торговые сделки, или проходить, так сказать, открытое судебное заседание о выступление ораторов, например, или даже самого императора, а также проведение различных диспутов.
И если с базиликами у римлян была связана, если можно так выразиться, трудовая часть дня, то вечер они в основном проводили в термах, где можно было заняться и спортом, и гигиеной, и отдыхом. Без преувеличения практически каждый римлянин мог найти себе там занятие по душе. В термах находились помещения для гимнастики и атлетики, залы для бесед и выступлений. Желающие могли воспользоваться библиотекой, услугами врачей, посетить баню, бассейн или стадион, сделать необходимые покупки. Несомненно, что и при оформлении базилик, и термов декор имел важнейшее значение.
Тем более – при украшении жилых зданий, которые составляли большую часть всех сооружений в Древнем Риме. Наиболее характерны в то время были одноэтажные особняки (домусы) и многоквартирные дома (инсулы). Их интерьеры декорировались лепниной, скульптурой, росписями, мозаикой.
С наибольшим размахом это делалось в древнеримских виллах - частных загородных резиденциях наиболее богатых и знатных гражданах империи. Эти виллы вообще можно считать началом совершенного особого, нового вида архитектуры. И лишь значительно позже она получит свое нынешнее название - архитектура садово-парковая. Но уже тогда римляне умели прекрасно сочетать особенности природного ландшафта с теми характерными элементами и моментами, без которых сегодня садово-парковую архитектуру представить невозможно: своеобразными постройками, малыми архитектурными формами, садово-парковой скульптурой, бассейнами, водопадами, прудами и мостиками, рукотворными уголками природы.
Говоря о сферах применения в Древнем Риме лепнины, не стоит забывать о триумфальных арках, которые устанавливались в честь военных побед и других знаменательных событиях, а также, конечно, о скульптурах. Их размещали на площадях, в парках, скверах. И было их так много, что сенат неоднократно принимал постановление снять часть скульптур: они были лишними и не вписывались в пейзаж улицы, площади, парка и т. д.
Большинство скульптур, естественно, привозилось из покоренной Греции. Впрочем, как известно, римляне вообще унаследовали от греков многое. Но не остановились на этом, а обогатили мировую архитектуру. Даже колонны в римских постройках стали играть несколько иную роль, чем им предназначалась ранее. У египтян и греков задача колонны состояла прежде всего в том, чтобы быть опорой для какой - либо части постройки. Теперь же колонны практически превратились в украшение, поскольку технологии, применяемые древними римлянами, позволяли арки и своды держать и без использования колонн. Поэтому к наиболее простым колонным греческим ордерам римляне прибавили свои – тосканский и композитный. Причем популярность в Риме завоевали колонны наиболее роскошных коринфского и композитного ордеров – верхушки этих колонн украшала лепнина настолько обильная, что они напоминали букет гладиолусов или неимоверно пышный торт.
Важным отличием римского декора от греческого является его усложненность и богатство форм и материалов. Если основными декоративными элементами в Древней Греции были геометрические орнаменты, то римляне применяли самые разнообразные орнаментальные мотивы. Они смело меняли системы построения, вплетали в композиции дополнительные и многообразные детали. вводили смелые и новаторские сочетания. Они изображали виноградные листья и грозди винограда, цветочные розетки или лавровые венки и ветви, а также многоликие и многофигурные сцены из жизни великих богов. Зачастую в качестве изображений были запечатлены фигуры рыб, дельфинов и других представителей морской фауны.
Являясь наследником великой культуры Древней Греции, Рим сам оказал значительное влияние на развитие мирового зодчества. И это отразилось не только в размахе строительства, грандиозности архитектурных замыслов и их великолепном исполнении, но и в серьезном, основательном подходе к осуществлению декорирования сооружений и помещений, важную роль в котором уже тогда играла лепнина.