Древняя Греция давно и безоговорочно признана колыбелью современной цивилизации. Легендарный Гомер и блистательный Александр Македонский, мудрый Сократ и всезнающий Геродот, удивительный Архимед и знаменитый Гиппократ – практически каждой области общественной жизни, каждой отрасли науки, искусства и культуры Греция дала великих людей, великие имена, открытия, достижения, без которых невозможно представить дальнейшее развитие человечества.
Все, что связано с Древней Грецией, заслуженно считается классическим: гармоничным, образцовым, совершенным, проверенным временем, просто замечательным. С полным правом определение «классическая» мы можем применить и к древнегреческой архитектуре. Классическая лепнина, по большому счету, тоже зародилась на просторах Балканского полуострова. Подтверждением данного утверждения может служить, например, тот факт, что гипсовая лепнина даже своим названием обязана древнегреческим мастерам. Именно они ввели в наш обиход слово «гипс», точнее – «гипсос», что в переводе с греческого обозначает тот самый «кипящий камень».
При этом необыкновенному расцвету искусства лепнины в Древней Греции способствовало сразу несколько факторов.
Одним из важнейших моментов, повлиявших на последующее победоносное шествие по архитектурным сооружениям планеты декора вообще и лепнины в частности, является, как это не странно может показаться на первый взгляд, совершенно функциональная вещь – дальнейшее совершенствование древними греками искусства возведения колонн.
В этом занятии греки не просто поддержали и развили умения и достижения, например, древних египтян. Они пошли дальше. Колоннам, как и многим другим образцам архитектурного искусства, древние греки придали четкость, стройность, красоту и изящество, а в целом – те классические формы, которыми восторгается и до сих пор с удовольствием пользуется весь мир.
Древние греки систематизировали строительное и архитектурное наследство своих предшественников, привели его в порядок и обогатили, создав ордер – ясную и строгую систему архитектурной композиции, включающей в себя как функциональные, так и декоративные элементы, и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой системе. Конечно, стилевое единство с использованием колонн применялось ив более ранних архитектурах, но именно в Древней Греции она получила вид строгой системы и свое название, происходящее от латинского «ordo» - строй, порядок. Впервые этот термин ввел теоретик архитектуры Витрувий, живший еще до нашей эры.
С конструктивной точки зрения особой простотой отличалась дорический ордер. Его характерными чертами также являлись монументальная торжественностью, мощь и сила. А вот особого простора для применения декора колонны дорического ордера не давали. Зато ионический ордер в этом плане предоставлял самые широкие возможности. Недаром все тот же Витрувий усматривал в колоннах ионического ордера подражание утонченной, дополненной украшениями женской красоте в отличие от дорического ордера, стремящегося выразить более строгую красоту мужскую. Близкими по изящности и стройности к ионическим были колонны коринфского ордера. Но особо широкого распространения в самой Древней Греции они не получили, их удел – более поздние времена.
В любом случае создание и развитие архитектурных ордеров – особенно, ионического – явилось серьезным толчком для появления у древнегреческих зодчих архитектурного стиль украшения колон, сочетающего в себе декоративные и конструктивные элементы – орнаментальные карнизы, капители колон, модульоны, пилястры. Многие из них делались из лепнины. При оформлении интерьера лепниной колонны помогали визуально и функционально разграничить пространство, скрыть несущие конструкции, да и просто являлись одним из самых эффектных украшений помещения. С течением времени это их предназначение мало изменилось.
Лепнина также активно применялась в изготовлении арок. С одной стороны они несли конструктивную функцию, обеспечивая, например, проход в здание, а с другой – имели несомненный декоративный эффект, подчеркивая изящество форм здания, своеобразие его фасада.
Конечно, огромное значение для развития лепного декора в Древней Греции имело широкое строительство храмов. Неслучайно одним из высших достижений древнегреческой архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах, окончательно сформированный во время «золотого века» греческой культуры. Размеры только его главного сооружения – Парфенона составляют 70 на 30 м, его окружали сорок шесть колонн. Там была великолепная статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием, храм 160-ти метровой лентой опоясывал мраморный рельеф, изображающий праздничное шествие афинян, где изображено около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей. И еще там было множество скульптур, барельефов, кариатид вместо обычных колонн. Несомненно, что при украшении и этого храма, также как и множества других, древними греками активно использовался лепной декор.
А с течением времени его роль только возрастала, так как храмам греки постепенно стали уделять меньше внимания, а все больше возводили нерелигиозных зданий и сооружений - обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствовались и жилые дома: они стали двух - и трёхэтажными. И практика использования лепнины для их украшения расширялась и усовершенствовалась, а наличие лепного декора на домах стало показателем благополучия и высокого общественного статуса хозяина.
При этом лаконичность и строгость всегда оставались основой стиля у древних греков. Поэтому дворцы и дома даже самых известных и богатых граждан Эллады чаще всего украшала непритязательная на первый взгляд геометрическая лепнина с ромбами, квадратами или треугольниками. Время роскоши и здесь наступит позже.
Древнегреческая скульптура - одно из высочайших достижений культуры античного времени, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Конечно, всемирно известные скульптуры Зевса, Геракла, Афродиты, Дискобола или Афины делались из более традиционных для того времени материалов – мрамора или бронзы.
Большинство оригиналов до нас, к сожалению, не дошли. Но, во-первых, уже тогда, по свидетельству ученых, существовало множество гипсовых копий известных скульптур. А, во-вторых, существуют вполне материальные свидетельства того, что гипс успешно применялся при создании скульптур на самых ранних этапах древнегреческой истории. Речь идет о терракотовых фигурках, рельефах и других предметах, найденных во время археологических раскопок в Греции.
Особый интерес представляют небольшие статуэтки, изображающие как божеств, так и обычных людей, детские игрушки, фигурки для украшения дома. Доказано, что они имели свои особенности в производстве. Сначала их лепили из глины вручную и обжигали. Затем с этой фигурки снимали гипсовую форму. И уже эту форму использовали как основу для изготовления целой серии одинаковых скульптур. Их отминали в гипсовой форме и затем обжигали. То есть технология изготовления этих вещиц во многом напоминает процесс производства гипсовой лепнины.
Говоря о лепном декоре Древней Греции, не стоит забывать, что именно на Балканском полуострове получил особое развитие и применение рельеф как художественная форма, давно известная в странах Востока, в частности – в Древнем Египте. Греки и его сделали классическим – занимающим промежуточное положение между живописью и скульптурой, обладающим возможностями для передачи многофигурных сложных композиций, в то же время может придающим последним и известную объемность. Это делало его прекрасным средством для украшения зданий, и лепнина в этом была грекам хорошим подспорьем. И снова все было, как и во всей культуре Древней Греции, одновременно просто и спокойно, но грандиозно и красиво.
Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры всего мира, дала мощнейший импульс множествам стилей и традиций. И искусство лепных украшений обязано своим нынешним разнообразием и силой также мастерам античности.