Наш сайт использует cookie-файлы, данные об IP-адресе и вашем местоположении для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Политика конфиденциальности

производство интерьерной лепнины

Монтаж, декорирование изделий из гипса
по каталогам и индивидуальным заказам

Каталог продукции

Лепнина НАЧАЛО. Из глубины веков

Лепнина НАЧАЛО. Из глубины веков

В настоящее время словари и энциклопедии дают следующее определение лепнины. Это - рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других, более современных, материалов.

При этом следует учесть, что прежде чем стать неотъемлемой частью архитектурного искусства и незаменимым элементом декора интерьера, подчеркивающим красоту и изящество, легкость и величие, роскошь и простоту любого архитектурного сооружения, лепнина прошла долгий путь развития.

В нужном месте и в нужное время  

В целом появление лепнины явилось закономерным итогом естественного стремления человека к украшению своего жилища. Сначала это были простые рисунки на стенах пещер, позже появились примитивные изделия из обожженной глины, а еще через некоторое время люди освоили резьбу по дереву и металлу и научились отесывать камень. 

С течением времени спрос на украшения в виде резьбы по благородному дереву или драгоценным металлам, керамических барельефов и особенно в виде колонн, статуй и других архитектурных элементов из природного камня – мрамора, гранита, известняка, гипса и других – только увеличивался. В древнейших государствах мира – Египте,  Вавилоне, Китае, Индии, на территории современных Италии, Греции, Мексики строилось все больше дворцов, зданий, храмов или иных культовых сооружений. Для декорирования всего этого архитектурного разнообразия порой не хватало не только немалых средств, но и умелых мастеров, а также природных материалов. 

Так что лепнина не могла не появиться. И она появилась - в нужном месте и в нужное время. 

Не жир, не сало и не грязь

В принципе, лепнину можно изготавливать из любого материала. Важно только, чтобы он достаточно легко поддавался человеческим рукам и мог сохранять форму, которую ему придали в процессе обработки.

Даже свое название лепнина получила оттого, что делалась вручную. Интересно обратить внимание и на этимологию этого слова. Естественно, оно  происходит от глагола  «лепить», имеющего корни в праславянском языке. От этих же основ в числе прочего произошли: древнерусское лѣпити - «лепить», старославянское прилѣпити (προσκολλᾶσθαι), украинское ліпи́ти, болгарское лепя́ - «приклеиваю, леплю», сербохорватское ле́пити - «накладывать глину», словенское lėpíti, чешское lepit, словацкое lepiť, польское lepić и т.д. 

Кроме того, среди наиболее близких в фонетическом отношении и по значению литовское «прилипать, приклеивать», латышское «приклеивать»,  древнеиндийское «мазь».  Несколько дальше по значению, но все же рядом,  готское «оставаться», древненемецкое «оставлять», древнегреческое «жир, сало, масло», праиндоевропейское  «натирать (салом), клеить». К тому же лепнина  родственна древнерусскому лѣпъ - «пластырь, мазь», украинскому леп - «потовая грязь на теле», чешскому lep - «клей», «лепёшка».

Однако просто уметь «лепить» еще мало. Естественно, что для изготовления качественной, долговечной и красивой лепнины необходимы особые свойства материала, из которого она сделана. В частности, к таким свойствам относится способность того или иного исходного материала затвердевать  за определенный период времени без усадки, при этом не трескаться, а также его относительная легкость и «текучесть».

От Канады и до Волгограда

Среди естественных, природных материалов в наибольшей степени такими свойствами обладает гипсовый камень. 

Как и многие другие полезные ископаемые, гипс образовался в результате испарения древнего океана  примерно 100 - 200 миллионов лет назад. В недрах земли гипс присутствует в виде камня - породы осадочного происхождения белого, желтоватого или  светло-серого цвета, в зависимости от наличия примесей в породе.  Существует несколько разновидностей гипса – от плотного, с мелкозернистой структурой до крупнозернистого, с беспорядочно расположенными кристаллами.  

По объемам добычи гипса, согласно экономической статистике, среди стран мира лидируют Канада и США. Первое место в Европе и третье в мире занимает Франция, где самые крупные залежи находятся в Парижском бассейне. Поэтому по традиции практически весь французский гипс называют «парижским». Во многом по традиции именно «парижский» гипс считается своеобразным эталоном, хотя, по мнению экспертов, никакой особой прочностью, схватываемостью, износостойкостью, пластичностью, экологической чистотой  или внешней красотой французское сырье не отличается. Здесь очень многое зависит не от природных характеристик материала, а от добросовестности и профессионального мастерства производителей.

В настоящее время активно и эффективно используется гипс из Китая, Таиланда, Ирана. Ничуть не хуже заграничного, по отзывам специалистов, и отечественное сырье, запасы которого находятся в Саратовской, Самарской, Волгоградской, Нижегородской области,  Пермском и Краснодарском крае, в Карачаево-Черкесской республике. Часть гипса из Нижегородской области даже экспортируется в другие страны. При этом происхождение гипса из-за его практически одинаковых свойств и одних и тех же методов добычи и переработки часто просто невозможно определить. 

Уникальные природные свойства гипса – возможность измельчения камня для порошкового состояния, способность порошка твердеть при соединении с водой, допустимость придания этой смеси желаемой формы, ее высокая прочность, даже белый цвет гипса – предопределили его активное использование человеком. И не только в сфере архитектурно-строительных работ, но и, например, в медицине.   

Как это было?

Специалисты датируют первое использование гипса в качестве материала для строительства и декора примерно пятым тысячелетием до нашей эры. При этом, скорее всего, процесс открытия и освоения этих возможностей гипса прошел несколько этапов. 

Первоначально технология изготовления лепнины была связана с  традициями резьбы по дереву, камню или металлу. Поэтому часто для корректировки изделий использовались специальные  ножи, скребки или резцы. Однако дороговизна натуральных материалов, сложности, связанные с их добычей и транспортировкой, нехватка искусных мастеров – резчиков подталкивали к поиску более дешевых, доступных и простых способов изготовления лепнины. Керамика  и штукатурка проблему не решали – их прочность и долговечность оставляли желать лучшего.

Именно древние египтяне, по мнению историков, сумели наиболее удачно сложить в единое целое все звенья цепи для получения эффективного результата: гипсовый камень – обжиг – порошок – вода – смесь – заливка в форму – просушка – готовое изделие. 

Впрочем, те же историки, как и архитекторы, склоняются к мнению, что окончательно технология изготовления лепного декора из гипса и основные эстетические направления, связанные с лепниной, сформировались в Древней Греции и Риме.  В пользу такого вывода свидетельствует, например, тот факт, даже слово “гипс”  в качестве материала для лепнины впервые появилось именно в Греции, где звучало как “гипсос” (“кипящий камень”). 

Что касается Древнего Рима, то именно там впервые стала  применяться также техника "стукко", при которой в гипс добавляли мраморную  или гранитную крошки, клей и прочие примеси, что придавало лепнине небывалую прочностью, а после последующей  полировки и имитацию дорогого природного камня – мрамора, например.  К тому же, в Древнем Риме за несколько веков до нашей эры начал впервые использоваться бетон, а это, в свою очередь, способствовало широкому распространению лепнины – архитекторы просто поняли, что лепные узоры и орнаменты можно форматировать так же, и в таком же количестве, как многочисленные бетонные арки и перекрытия.  

 

Назад >