Во все времена развитие архитектуры, как, впрочем, и практически всех других видов культуры и искусства, зависело от множества различных факторов: в первую очередь - экономики, политики, идеологии. И следует признать, что отнюдь не всегда это влияние имело положительный результат. Скорее – наоборот.
К сожалению, данный вывод в полной мере применим к истории и судьбе российского архитектурного лепного декора. Тем более - в эпоху социализма, которая настигла нашу страну в 1917 году.
За последний век лепнине катастрофически не везло несколько раз и по разным причинам. Хотя, надо отметить, что были в этот период и просто триумфальные для нее времена.
В первые послереволюционные годы на фоне гражданской войны, интервенции, голода, разрухи и террора, по большому счету, было не до лепнины. В той обстановке речь, по большому счету, не шла не только о декорировании зданий, но даже об их возведении. Гораздо важнее было хоть как-то восстановить, отремонтировать, реконструировать разрушенные дома, предприятия, сооружения. Сказывалось отсутствие высококвалифицированных кадров, денежных средств, даже элементарных строительных материалов. Хватало только революционного энтузиазма, но его вместо лепнины на фасады не поместишь. В архитектуре, вернее – в строительстве, полностью господствовали конструктивизм, рационализм, функционализм.
Положение резко поменялось к началу 30-х годов двадцатого столетия. Советскому Союзу удалось достичь заметных успехов в развитии экономики и превратиться в одно из мощнейших государств мира. На фоне интенсивной индустриализации, свёртывания НЭПа, становления культа личности Сталина резко усиливается воздействие власти на все сферы жизни общества.
Тоталитарное государство порождает тоталитарную архитектуру. Власть объявляет идеологически опасными все новаторские течения в архитектуре и искусстве и навязывает художникам конкретные требования к их творчеству. Происходит полный возврат к традиционализму. Многие считают этот период настоящим кризисом российской архитектуры.
Как ни странно, во время этого кризиса для лепного декора наступают благословенные времена. Советский Союз быстро и успешно приобретал имперские амбиции, искал способы выразить своё величие и заодно показать, как счастливо и радостно живется гражданам под мудрым руководством коммунистической партии и Иосифа Виссарионовича Сталина лично. Архитектуре в решении этой задачи отводилась весомая роль. В результате появилась так называемая сталинская архитектура - направление в архитектуре, подразумевающая под собой смещение нескольких архитектурных стилей, объединённых общими чертами – классицизма, монументализма, ампир, эклектику, ар-деко и др.
Пи этом характерными и обязательными чертами такой архитектуры разработка традиций русского классицизма, использование архитектурных ордеров, оптимистический настрой здания или сооружения, синтез архитектуры, скульптуры и живописи, а также широкое использование барельефов с геральдическими композициями и изображениями трудящихся, мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров.
Лепнина вообще расцвела буйным цветом на фасадах, арках и колоннах. Барельефы с изображениями партийной и государственной символики в сочетании с массивными резными карнизами, пышными колоннами, картушами, венками, акантами и розетками – все это был лепной декор. Она демонстрировала всем миру государственное величие, парадность и незыблемость советского социалистического строя, а гражданам страны – то, как счастливо им живется.
Пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, скульптуры строгих и мощных советских людей, пятиконечные звезды, серпы и молоты, гербы братских советских республик, украшения из бронзовых лавровых венков, а также мраморные плиты, живописные и мозаичные панно со сценами уборки урожая и стилизованными фигурами красноармейцев, рабочих и колхозников… Все это должно было прославлять выдающиеся достижения советского народа.
Триумфальная поступь лепнины по советским зданиям и сооружениям прервалась только на время Великой Отечественной войны, что было понятно и естественно в связи с экономическими трудностями. Но для решения идеологических задач сталинская архитектура и лепной декор как ее составная часть были незаменимы.
После 1945 года архитектура становится одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Она является средством пропаганды, внушения оптимизма, уверенности в скорейшем восстановлении страны.
Сталинский классицизм перерастает в «сталинский ампир». На его основе перестраиваются важнейшие транспортные магистрали столицы. Среди них улица Горького, Ленинский, Ленинградский и Кутузовский проспекты, Садовое кольцо и др. Неоклассицизм и «сталинский ампир» становятся определяющими стилями в планировке и застройке таких восстанавливаемых городов, как Калинин, Минск, Сталинград и др.
Кольцевая линия московского метро, самые известные сталинские здания – московские высотки, которые были построены в 1947-1955 годах, являются «визитной карточкой» позднего сталинского ампира. Его отличительными чертами являются классические пропорции, символические мотивы во внешней отделке, портик и парадная фасадная композиция. Монументальность общественных зданий, массивные резные карнизы, крупные статуи, шпили, картуши и колонны, применение мрамора для отделки фасадов и светлого отделочного камня – являются практически обязательными.
Архитектура в целом и лепной декор в частности должны были способствовать прославлению победы народа в войне и счастливой мирной жизни. Свою задачу они успешно выполняли. Даже сюжеты барельефов носили откровенно идеологический характер. Они часто представляли собой развёрнутую повествовательную картину о революционных, боевых и трудовых подвигах.
Гипсовой лепниной в СССР в то время украшали дворцы культуры, учебные заведения, стадионы, ЗАГСы, другие общественные учреждения. Лепнина с успехом проникала в интерьеры музеев, гостиниц, театров, правительственных зданий.
Все это великолепие было призвано выразить силу, мощь и непоколебимость советского государства. Во всей этой гигантомании, нарядности и парадности, безусловно, присутствовала некая наигранность и даже порой безвкусица. Однако не следует забывать, что в этом состоят характерные особенности советской эпохи. К тому же не лишним будет признать, что многие лепные украшения советского периода были выполнены на высоком уровне и с полным правом могут считаться, если не шедеврами, то, по крайней мере, настоящими произведениями искусства.
Уникальным явлением в советской художественной культуре является гипсовая скульптура, получившая особую популярность в СССР в 1950-1960-е годы.
Советская власть вообще с удовольствием использовали монументальное искусство в качестве агитационного средства коммунистической идеологии. В свое время было решено привлекать к этому делу не только памятники историческим личностям, но и обычные парковые скульптуры.
И тогда в городах и весях появился целый ряд гипсовых изваяний. Сюжеты социалистического реализма подталкивали к появлению многообразных и похожих друг на друга фигур: рабочий, гордый пионер, мальчик с горном, спортивная девочка с мячом, пресловутая и всем хорошо известная «девушка с веслом». Впрочем, в некоторых городах скульпторы отличались оригинальным подходом к реальности. И тогда появлялись такие интересные варианты, как, например, юноша с полотенцем, девушка с тяпкой на плече, девушка с кукурузой, мальчика с глиняным горшком…
Гипс и в то время имел достаточно эстетичный вид, высокую прочность, доступность, легкий вес, относительно долгий срок жизни, прекрасно подходил для создания копий, мог имитировать другие материалы. Поэтому сфера его применения была различна: гипсовая скульптура для сада и парка, малые архитектурные формы, статуи, фонтаны, вазоны, лепнина, бюсты, фигуры животных и сувениры.
К сожалению, с середины 50-х годов прошлого века для лепнины вновь наступили нелегкие времена. Началась очередная насильственная смена направления развития архитектуры СССР. Крупномасштабная кампания по борьбе с излишествами без преувеличения низвела архитектуру до статуса инженерного дела.
Впрочем, последние события говорят о том, что период смелых архитектурных поисков и находок, в том числе с использованием лепного декора, возвращается и обещает быть очень интересным.