Лепной декор невозможно представить без какого-либо интересного орнамента. Никто не будет спорить с тем, что от его отсутствия потерялась бы огромная часть всей прелести и неповторимости лепнины.
Вообще орнамент (с лат. ornamentum - украшение) – это узор, который состоит из ритмически упорядоченных и повторяющихся элементов. При этом орнамент может не только украшать, он зрительно организует поверхность предмета с лепниной.
За время существования лепного декора у разных народов и в разные эпохи складывались различные принципы, традиции и мотивы орнамента.
Орнамент бывает скромным и несложным, частичным, но может также быть пышным и сложным, состоящим из целого множества элементов или покрывать всю поверхность предметов.
По мотивам орнаменты лепного декора тоже бывают разными. Геометрический орнамент включает в себя точки, прямые, волнистые либо зигзагообразные линии, круги и ромбы, спирали и кресты, звезды и т. д. Растительный орнамент – это стилизованные листья, плоды и цветы.
Непосредственно классические орнаменты в виде геометрических фигур наибольшее развитие получили в античные времена. Впрочем, этот тип орнамента характерен для многих эпох и народов. Прообразом геометрического орнамента, что очень важно, была природная форма. И, несмотря на предельную простоту, он до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто геометрический орнамент употреблялся с другими типами орнамента.
Растительный орнамент стал самым распространенным после геометрического типа. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна - лилия и т.д. Излюбленные лепные растительные мотивы всех времен, а также народов – стилизованные растительные формы: лавр, эвкалипт, виноградная лоза, перевитые стебли, пальмовые ветви, цветы.
В принципе растительный орнамент использовал, в том числе и в лепнине, самый многочисленный комплекс мотивов. Причем один и тот же мотив мог быть сильно приближен к натуре, а мог быть упрощен до неузнаваемости.
Кстати, в животном орнаменте, как и в растительном орнаменте, тоже часто встречались приближенные к реальным, но чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей. Но здесь существовал еще и фантастический тип орнамента, в основе которого лежали изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др.
Элементами геральдического орнамента могли быть гербы, а также атрибуты войны – оружие, доспехи, факелы, знамена. К ним добавлялись атрибуты музыкального и театрального искусства – лиры, трубы, рожки, маски, складки занавеса и т.п. При этом часто изображения подвергались значительной переработке и упрощению.
Конечно, в декоративных орнаментах использовались человеческие фигурки, лица. Особый род орнамента представляют специальные стилизованные надписи.
История лепного орнамента, естественно, началась в Древнем Египте. Там большое значение имела цветовая палитра орнамента, о многом говорившая и много означающая.
Зеленый цвет – цвет папируса - был выражением жизненных надежд, молодости. Черный цвет символизировал благородный чернозем, несущий в себе питательный ил. Красный был цветом зла, необитаемой и бесплодной земли. Изображенные в этом цвете животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами. Белый же цвет является синонимом утренней зари, признаком победы и радости. Ярко-желтый цвет был вечностью.
Каждая эпоха добавляла лепному декору новые черты.
Эпоха готического стиля, например, принесла ажурные орнаменты. Ренессанс добавил гирлянды, образы пухлых кудрявых младенцев. Вместе с приходом барокко мастера стали лепить античных муз, а также всевозможные вычурные завитки. Стиль рококо привнес в интерьерную лепнину нимф, сатиров, дельфинов, а также раковины. В расцвет классицизма лепнина украсилась гирляндами, ампир оставил в память о себе оружие, львов, орлов. Пальмовые ветви, лавровые листы, гирлянды, венки, вазы с цветами, ленты и банты также были излюбленными мотивами архитекторов стиля ампир. Модерн внес свою лепту в виде восточной пластичности, декадентской утонченности, эффектной асимметрии.
Среди характерных элементов лепного декора можно отметить также акант - декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант. Ионика, как декоративный мотив, состоит из последовательности овалов, обрамленных растительным или иным узором. Волюта - спиральный завиток является неотъемлемой частью капители, выполненной в греческом стиле.
Следует отметить также, что каждое животное или птица, применяемое в лепном декоре, в том числе изображенное на гербе, носило особенную смысловую нагрузку и значение. Чаще всего, это:
- Феникс - символ бессмертия.
- Лев - сила, мужество, власть.
- Орел - источник света, плодородия, бессмертия.
- Дельфин - сила, дружелюбие, ум.
- Дракон - величие, добро, неприкосновенность.
- Грифон - сила, ярость, беспощадность.
- Вепрь либо кабан - мужество, решимость, предприимчивость.
- Сова - мудрость.
- Олень - прочность, надежность, изящество.
- Медведь - сила, мощь, хитрость.
- Антилопа - скорость, грациозность, утонченность.
- Черепаха - долголетие, сдержанность, осторожность.
- Павлин - гордость, надменность, тщеславие.
- Сокол - свобода, сила, мужество, победа.
- Ласточка - чистота, верность.
- Дельфин - любовь, доброта.
- Пегас - слава, красноречие.
- Феникс – бессмертие, возрождение.
- Саламандра - выдержка, стойкость, непоколебимость.