Лепной декор совершенно естественно, органично и неразрывно связан с культурой развития того или иного стиля архитектуры. Это – аксиома, не требующая доказательств. С другой стороны, практически во все времена наличие лепнины, ее количество, особенности ее использования при возведении и декорировании зданий во многом определяли суть, направление, самобытность, атмосферу того или иного архитектурного стиля.
Конечно, многие из качеств и черт, присущих лепнине, являются почти универсальными и с одинаковым успехом могут использоваться в любом архитектурном стиле. Но есть у лепного декора и такие черты, которые в наибольшей степени присущи именно определенному направлению архитектуры и именно с ним у нас и ассоциируются. Лепнина часто является той деталью, штрихом, завершающим акцентом, который позволяет создать, увидеть целостный ансамбль и понять: именно с этой деталью данный стиль является именно тем, чем является. Итак:
Ампир с момента своего возникновения в конце XVIII века олицетворяет собой роскошь и величие, великолепие и зрелищность, блеск и торжественность, а также некую парадность и помпезность. Отличительными чертами стиля является классическая строгость и широкое использование древнеегипетской, античной и военной тематики. При этом классика чаще всего проявляется в определенной строгости, простоте, упорядоченности, симметричности, уравновешенности различных частей стиля. Античность присутствует в использовании таких декоративных элементов как колонны, арки, пилястры, карнизы. Древний Египет напоминает о себе своеобразным орнаментом, стилизованными сфинксами. Военная атрибутика показательна и разнообразна. Это - мечи, щиты, луки, копья, лавровые венки. А также различные «воинственные» животные и птицы. Например, львы, орлы, грифоны. Непременный атрибут декора - светлые потолки с лепниной. Часто она окрашивается в яркие цвета - красный, синий, белый, золотой или пурпурный.
Возникший на рубеже XVII — XVIII веков стиль должен был создавать впечатление могущества, богатства, высокого положения в обществе хозяина дома. Зачастую цель достигалась не только использованием во внутренне и внешней отделке дорогостоящих природных материалов, но и умелым применением в декоре интерьера массивных парадных лестниц, колонн, розеток, пилястр, скульптур, росписей и, конечно, лепнины, которая нередко покрывается сусальным золотом или имитирует мрамор. В орнаментах лепного декора широко представлены цветы, листья, плоды, раковины, изображения драконов и птиц, ассиметричный геометрический рисунок. В оформлении фасадов, часто обрамленных по периметру растительным декором, господствуют полуокружности, овалы, прямоугольники, а также причудливые крыши, башенки, лепные балкончики, эркеры, скульптуры. При этом практически ни одна деталь не является самостоятельной, все подчинено общему архитектурному замыслу. В него входит не только оформление и украшение интерьеров, но и, например, устройство парковой среды. В результате появляется впечатляющий синтез грандиозности, пышности, но и, одновременно, хрупкости и изысканности
Классицизм, начиная с XVII века и по настоящее время, отдает дань античным эталонам архитектуры и декора, считая их образцом абсолютной и вечной красоты. Поэтому в основе стиля лежат всегда востребованные и актуальные принципы – гармония, покой, сдержанность, симметрия, прямолинейность форм. Практически в каждой архитектурной детали прослеживается логика, ясность, основательность и монументальность. Однако за всей этой кажущейся простотой чувствуются веяния и достижения многовековой культуры древних греков и римлян. Это проявляется в четких орнаментальных композициях, образующихся при помощи прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов, овалов. А также в использовании колонн, полуколонн, пилястр, порталов, арок, скульптур. В лепнине тоже преобладают понятные и несложные мотивы: листья аканта, лавра, цветы, узлы и петли витых шнуров, плетеные корзины, целующиеся птички, львы, сфинксы. И в любой детали классического стиля - неподдельная роскошь и благородство, проверенное временем и сделанное мастерами высокого профессионализма.
Архитектурный стиль модерн складывался на рубеже XX века, проповедуя отсутствие излишеств, приверженность принципам минимализма, демократичности, экспериментирования, смелого поиска, неожиданности, новизны. Одновременно модерн стремился к наибольшей функциональности и практичности. Однако, ставя практичность и простоту на первые места, модерн никогда вовсе не забывал о красоте и изяществе. Минимализм и демократичность в стиле проявляется в отказе от симметрии, прямых линий, углов и четкой геометрии пространства в пользу природной естественности, органичности, асимметрии. Что касается красоты, главную роль в оформлении интерьеров в стиле модерн играет лепнина и ажурные кованые решетки. При этом стиль предполагает так называемую «органичную красоту», которая как бы создается самой природой. Орнамент фасадов, например, складывается из вьющихся водорослей, морских волн, ирисов, маков и изображений прекрасных женских голов с распущенными волосами, извивами рук и струящимися складками пышных одежд. При этом принцип плавных линий, без острых и прямых углов переносится и на потолочную и настенную лепнину, порой создавая впечатление природной наивности и естественного беспорядка.
Стиль рококо сформировался во Франции еще в начале восемнадцатого века, но до сих пор считается одним из самых утонченных и изысканных направлений в архитектуре.
Характерными чертами стиля является изобилие причудливых украшений, изящность и усложненность декора, наличие грациозного орнамента, большая декоративная нагрузка интерьеров и композиций, пристальное внимание к мифологии, эротическим ситуациям, некая интимность и приватность в оформлении. Причудливость настолько органично присуща рококо, что у многих он ассоциируется с напудренными париками знатной дамы или кавалера прошлых веков, а также с морскими раковинами. Именно распространение такого орнамента "рокайль" (rocaille), и дал название стилю. В рококо практически все основывается на асимметрии, изогнутые контуры доминируют над прямыми линиями. В украшении окон и дверей на фасадах, стен внутри здания активно применяется затейливый лепной орнамент, который в основном состоит из тех же раковин, завитков листьев растений, цветочных гирлянд, масок, щитов, изображений амуров, нимф, сатиров.
Романтизм, возникнув на рубеже девятнадцатого века, до сегодняшнего времени остался стилем как в меру возвышенным, так и довольно противоречивым. С одной стороны, романтизм поэтизирует прошлое, патриархальное царство добра, искренности, порядочности с приятным времяпровождением в кругу семьи возле камина, украшенного гипсовой лепниной. С другой стороны, стиль проповедует индивидуализм, творческую свободу, иррационализм, носит живой и изменчивый характер. И эти кажущиеся противоречия легко уживаются друг с другом и создают особую утонченность, элегантность, пластику, легкость и изыск наряду с особой сдержанностью и благородной красотой. Поэтому романтизму отнюдь не противопоказан лепной декор. Его характерными чертами являются отсутствие острых углов, неброский геометрический или цветочный рисунок, фольклорные и природные мотивы, растительный орнамент, стилизованные цветы, побеги, листья и ветви растений. При этом романтизм и здесь остается самим собой: все эти декоративные детали порой очень сильно отличаются от природных аналогов, меняя силуэты, форму и даже сущность.
Эклектика - по сути, соединение разнородных художественных элементов, смещение стилей. Однако было бы большим заблуждением считать, что стиль эклектика это просто отсутствие стиля или заимствование элементов чужих стилей. Здесь все гораздо сложнее. Стиль эклектика как бы вбирает все самые лучшие черты и детали различных стилей и в совокупности создает целостную и гармоничную картину. Нередко эклектику называют диалогом нескольких различных культур. То есть практически она существовала всегда, хотя как стиль оформилась именно в XIX веке на фундаменте романтизма с его отказом от строгих канонов в искусстве, когда модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей. И хотя главной отличительной чертой эклектики является её свобода, отсутствие штампа, здесь тоже существуют свои правила. Например, в эклектике допустимо смешение не более двух или трех близких друг другу стилей - барокко, ампир, классицизм, не противоречащих друг другу. Зато в лепнине эклектики классические узоры возрождения мирно и гармонично соседствуют с пухлыми амурчиками рококо или монументальностью ампира. И в любом случае лепные украшения в стиле эклектика вносят в интерьер ноту гармоничного уюта.
Ардеко – стиль, название которого произошло от французского «Art Decoration», что переводится как декоративное искусство. Стиль зародился в Париже в период между первой и второй мировыми войнами и был естественным продолжением модерна с несомненным влиянием кубизма и дизайна бурно развивавшегося машино- и самолётостроения. Отсюда преобладание линейного геометрического орнамента, который более соответствовал новой технике в архитектуре и промышленности. Среди
декоративных элементов наибольшее распространение получили мотивы в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии. Вторым важным моментом для ардеко является то, что стиль считался символом богатства и роскоши нового времени. Это нашло свое отражение в дорогостоящих материалах, применяемых в архитектурном декоре ардеко, ярких насыщенных цветовых сочетаниях, широком использовании металла в дизайне, а также в обязательном вкраплении многочисленных декоративных элементов - скульптуры, лепнины, мозаики. При этом в лепнине популярны изображения птиц, экзотических животных, женских фигур.
При создании практически всех стилей интерьера, существующих в настоящее время, может быть использован лепной декор, который изготавливается как из натуральных, так и из искусственных материалов.
Любой архитектурный стиль, будь то барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, эклектика, модерн или ардеко, имеет собственные черты, но каждый из них в той или иной степени содержит декоративные элементы из лепнины.
Архитектурные стили менялись от эпохи к эпохе, лепнина существует всегда.